Самокаты


Так случилось, что в этом сайте у меня было полно ссылок на сайт Питербуржских самокатчиков - конкретно, на мои статьи, посвященные разным моделям самокатов, которые у меня были, с фотками. Этот сайт исчез, со всем содержимым (мы живем в крайне нестабильном мире). У меня тоже не осталось этих фоток, кто хочет - может найти изображения по названиям моделей в Интернете. А так - тут все ссылки битые. Извините.

Рос я на Камчатке и там пристрастился к лыжам, благо, что условия благоприятствовали. Достаточно было выйти из дома и перейти дорогу - и ты оказывался на озере, на кольцевой лыжне длиной пять километров. После школы, да под луной! Или можно было подняться на сопку, под которой стоял наш дом, это метров четыреста высоты, что занимало минут двадцать. Там была хорошая лыжня километров пять, но и дальше можно было идти по гребню километров пятнадцать, почти до самого океана. Всё это с небольшим подъемом, а назад, стало быть, с небольшим спуском. Тут уж летишь, успевай только в повороты вписываться! Я ходил туда почти до самого лета, пока там лежал снег, пусть и уже влажный. В городе уже и асфальт был сухой и на меня смотрели как на идиота, который "стоит на асфальте, в лыжи обутый".

В Питере всё это намного труднее. И ехать надо далеко, чтобы на лыжи встать, и снега хорошего трудно дождаться. Когда я двадцать лет спустя встал таки на лыжню, я обнаружил, что стоять на ней не могу - разучился.

И что-то стали меня привлекать самокаты. И техника очень похожа на лыжную, и скорость такая же. Правда, снег, в случае чего, мягкий, а асфальт... он твердый. И времени на самокат не надо - от дома до метро, от метро до работы, а вечером обратно все равно добираться, хоть пешком, хоть на самокате. И в обед можно выезжать подальше, в кафешку, где гарантированно нет очереди, если все, что рядом, забиты людьми. Отпугивало то, что за руль двум руками держаться надо, а мне вечно в этих руках что-то приходится нести. Но... я купил себе велосипедный рюкзачок.

Теперь выбор инструмента. Инструмент должен был уметь компактно складываться для перевозки в общественном транспорте и иметь большие надувные колеса. Большие - это диаметром около 20 см, дальше идет уже другой класс самокатов, которые компактно складываться не хотят. Надувные - потому что только надувные хорошо идут по песчаным и плотно утрамбованным земляным дорожкам, что для меня важно, т.к. мой дом находится в "Зеленой зоне", где Екатерина раздавала дачи своим вельможам. Там сохранилась система прудов и система пешеходных дорожек, а рядом и вовсе расположен парк "Усадьба Александрино", и я не собирался проходить мимо этого факта. Кроме того, они бесшумны, а полиуретановые колеса гремят на всех неровностях асфальта и плитки, а по этой плитке еще и скользят после дождя, и брякнуться легче легкого.



Выбрал я себе "Micro Flex Air и начал учиться на нем ездить, в обеденные перерывы, по набережной Невы, благо, что народа там в апреле было немного. Начал, и увидел, что болтает меня на нем так же, как болтало тогда на лыжне. А также, что толкаться надо постоянно, перестаешь толкаться - он перестает катиться. Спустя какое-то время дошло до меня, что шины, жесткие на ощупь, просто не накачаны до своего номинала, обозначенного на них сбоку. Купил ручной автомобильный насос с манометром - он оказался полностью нерабочим. Рядом был велосипедный магазин, купил там маленький насосик с манометром. Он неудобно одевался и так же неудобно снимался, в процессе чего неучтенное количество воздуха из камер выходило, камеры-то маленькие. Добрые люди надоумили, купил я насос с гибким шлангом для велосипедных воздушных амортизаторов с накручивающимся наконечником. Он как-то так хитро устроен, что когда его откручиваешь, воздуха почти не выходит.

Накачал - появился накат. "Накат" - это когда самокат сам едет по инерции. Он в любом случае меньше у самокатов с надувными колесами, но не так уж намного, и преимущества таких колес, на мой взгляд перевешивали. Поучился так с месяц, стал стоять на нем более-менее уверенно и начал ездить на работу и с работы. С включением метро, конечно.

Что дает самокат? Захватывающее ощущение полёта над самой землей. В любой момент можно остановиться, сложить его и войти в столовую, магазин, любое учреждение. Это не велосипед туда затаскивать. Или в метро. Чтобы граждан не пачкать колесами, я купил для него специальный чехол и просто вешаю самокат в чехле на плечо. Мобильность. Я хожу со скоростью четыре километра в час, а на самокате средняя скорость 12-13 км/час (если только нет встречного ветра, он здорово тормозит). Это позволяет мне добираться до нужного места гораздо быстрее и забираться в поисках нужного места гораздо дальше, если я ограничен во времени. Физическую нагрузку. Легкую, это не спорт все же, а развлечение, но достаточную, чтобы за 2-3 месяца я сбросил 15 килограммов, несмотря на свое пристрастие к пиву, и теперь приблизился к нормальному для своего возраста весу. Или уже достиг его. Что еще? Маневренность. Со своими маленькими колесиками самокат удивительно маневренен. Он способен совершать быстрые резкие повороты, на которые не способен велосипед. Он способен проезжать в такую дырочку, в которую и пешком-то не пролезешь.

Что требуется от самокатчика? Внимание. Всё внимание - на дорогу. Я живу в Культурной Столице, культурные жители этой столицы не бьют бутылок о головы других культурных жителей. Нет, они бьют их об асфальт. А у меня надувные резиновые колеса. Если переднее колесо попадет в щель какого-нибудь люка, то оно там так и останется, а я полечу дальше, с той самой скоростью 12-13 км/час. Высота деки над асфальтом - сантиметров пять-шесть, т.е. "лежачего полицейского" мне надо либо объезжать, либо через него перепрыгивать. На бордюр высотой сантиметров пять я еще могу запрыгнуть, но если я запрыгну на бордюр высотой сантиметров десять, за него зацепится заднее колесо, и меня отправит опять же в одиночный полет.

Что еще? Осторожность. Самокатчик - пешеход, согласно Правилам Дорожного Движения. Но это такой пешеход, который движется в три раза быстрее других пешеходов. Другие пешеходы не всегда это понимают. Проезжаешь мимо здания, оттуда выскакивает девица и ни на кого не глядя бросается через тротуар прямо тебе навстречу. Или ты нацелился в проход мимо встречного мужчины и девушкой в твоем направлении, и тут девушка бросается к этому мужчине, чтобы что-то выяснить. Тормоза на самокате лишь притормаживают, тут надо соскакивать и тормозить подошвами. Девушки вообще непредсказуемы, "все такие неожиданные, внезапные такие все". И женщины тоже. Идет прямо, ты ее начинаешь объезжать, и тут она меняет направление. Или идет зачуханная тетка после работы прямо на тебя. Она тебя не видит, она не слышит твоего звонка. Мужики лучше? Не лучше. На приличной скорости он выезжает из подворотни, мимо которой на приличной скорости проезжаешь ты. Или идет тебе навстречу и вдруг бросается наперерез, как будто ты человек-невидимка. Особая статья - зомби с гаджетами. Поэтому осторожность, осторожность и еще раз осторожность. Особенно, если впереди девицы или дети.

Конечно, так ведут себя немногие, весьма немногие. С другой стороны, а много ли надо?

Кстати, о собаках. Они не обращают на самокатчиков внимания, если, конечно, самокатчик не возникает бесшумно прямо под носом у пса. Или если этот пёс не бесстрашный терьер из Йоркшира или какой-нибудь комочек шерсти в этом же роде.

По мере эксплуатации стали проявляться различные дефекты. То что-то раскрутится, то что-то отвалится, то складываться до конца перестает. Наконец, застучал подшипник переднего колеса. Подшипники у самокатов это расходный материал, у меня уже были припасены хорошие подшипники на замену. Они застучали через три километра. Я купил другие - они застучали моментально. Наконец, я заменил колесо. На полиуретановое, поскольку надувные колеса в России дефицит. Поставил его назад. В этом случае проходимость обеспечивается передним надувным колесом, а заднее полиуретановое добавляет скорости. Но и шума, конечно.

В чем дефект ломающего подшипники колеса, я так и не понял. Но встал вопрос о замене снаряда. А заменять-то и нечем! Либо они не складываются, либо у них руль не складывается, либо колеса маленькие, либо они не надувные. В свое время я брал на пробу Trolo City Break Air с надувными колесами и ручным тормозом на заднее колесо. Я проехал нанем десять километров и продал. Удобством он превосходил мой "микрик", но в сложенном виде был его длиннее на 25 сантиметров, это мне уже в метро неудобно провозить.

Остался единственный вариант: JD Bug MS-138J Сейчас я его уже освоил. Он имеет ряд удобств, которых нет у "микрика" - ручной тормоз, плечевой ремень, надежную подножку. Но мне казалось, что едет он неохотно как-то. Вылечилось легким отпусканием винтов крепления колес. Сейчас он едет, пожалуй, получше "микро". Руль немного коротковат.

Он ушел одной молодой особе на даче, которой был, пожалуй, нужнее, чем мне. Судя по джипу ее матери, она могла позволить себе и большее, но - она попросила и я не отказал.

Наконец я понял, в чем дефект колеса у "Микро". Гнездо под подшипник не круглое, а слегка овальное. Возможно, я его сам разболтал, грубо выковыривая старый подшипник. И новый в нем со временем начинал болтаться под нагрузкой. Колесо я выбросил, но тут наконец пришло давно заказанное новое колесо. Но неприятности не кончились. Теперь в нем что-то дребезжит на неровном асфальте. Разбирал, смотрел - нечему там дребезжать. Однако, дребезжит.

Теперь оно дребезжит у моей дечери. Несмотря на отдельные недостатки, самокат-то хороший, удобный.

Что в самокатах плохого, так это вторая половина года. Сейчас, когда я пишу эти строки, начинается дождливая осень, за ней зима и куда мне деваться?



P.S. За пятнадцатилетний труд руководство пожаловало меня премией со своего плеча. Думал я, думал, чем мне себя порадовать - и порадовал. Xootr Roma Это очень хороший и прочный самокат - но он для очень хорошего асфальта.

Стоил он тогда 24 тысячи (сейчас, наверное, за тридцать зашкаливает). Рекламировалось это как ручная работа, производство именно в Америке. На самом деле, ручных операций там была примерно половина, но результат получился прочным, надежным и очень накатистым (толкаться не надо было, сам ехал). Сейчас я уже не могу ездить на нем иначе, как не торопясь - мой собственный моторчик барахлит.

Продал. Так, за четверть стоимоcти нового. Здоровья мало осталось.

Со временем у меня появился и электросамокат. KUGOO M5. Это зверюга! Не то, чтобы очень мощный (сейчас продаются самокаты с обоими ведущими колесами, каждое по 1.2 кW), все дело в его "мудовой" (как сказали бы джиперы) резине. Эта зубастая надувная резина диаметром 28 сантиметров позволяет взбираться по газонам, ездить по песку, грязи (а вам его не жалко?) и снегу (которого в этом году не было). Толкает заднее колесо - один киловатт.





Но это китайский зверюга. Вся инструкция исчерпывается как его сложить и разложить (т.е. опустить и поднять руль). В сложенном состоянии его можно перевозить на автомобиле. На метро или в автобусе - нельзя, он весит два пуда. Еще есть инструкция на брелок (неверная, кстати). Брелок позволяет его включить, поставить на сигнализацию, найти на стоянке - и все. Управляет самокатом контроллер.

Контроллер явно от другого устройства. Все его описания, которые можно найти в Интернете, не соответствуют действительности. На нем можно прочитать скорость, пробег, заряд батареи, а также выставить один из двух (трех?) режимов скорости, когда можно выбрать одну из трех или одну из пяти возможных сокростей. Именно этим выбором и определяется скорость самоката. Дроссель под правой рукой работает в старт-стопном режиме - либо включен, либо выключен.

Опыт показал, что с полностью заряженной батареей можно проехать 70 км и можно ехать со скоростью 45 км/час. Если ехать не стоя, а на седле, то и больше. Но у меня не наработаны рефлексы на управление низкими мотороллерами. На велосипед - есть, на лыжи (с гор) - есть, на самокат есть. А вот на такую низкую посадку - нет.



Прочие китайские хитрости. У нового самоката надо снять крышку батарейного отсека и все ее швы и отверстия покрыть герметиком. А так же затянуть все винты.

Спереди (моя модель) обладает люстрой из трех светильников. Которые могут светить либо все вместе, либо поодиночке, либо по очереди, как ментовский УАЗик. Так же есть и звуковой сигнал - пешеходы его обычно слышат (напомню, что самокатчик до сих пор считается пешеходом, лишь бы он не превышал скорость 20 км/час).

Самокат легко превышает эту скорость, поскольку снабжен сидением. Он может ехать и 50 км/час, и быстрее. Но у меня нет навыков управления такой низкосидящей машиной - мой уровень это велосипед или самокат. Стоя на самокате 30 км/ час уже вполне достаточно, чтобы не рассыпаться на запасные части в случае неожиданного препятствия.

Сидение, кстати, со своей пружинной подвеской моего веса не выдерживало и неизменно съезжало к самому низу.

Что еще? Зарядка. Когда зарядное устройство гасит красный огонек и зажигает зеленый, это еще ничего не значит. Батарея заряжена наполовину. Ее надо продолжать заряжать. Тогда заряда может хватить на 70 км пути.

Однако, таскать такую двухпудовую скотину для моего старого сердца уже напряжно. Да и ездить на нем. Дочь наложила лапу на эту технику. Она поездила на нем, ей понравилась проходимость.

Сейчас я купил себе технику весом 20 кг - я ее уже могу без пробем вытаскивать и затаскивать. Это KUGOO MAX SPEED 11AH 600W



Дальность - обещают километров сорок. Скорость - я достиг 50 км/час, но слишком коротким был отрезок пустого асфальта, будь больше места для разгона, думаю, и 55 км бы достиг. Все-таки, мотор почти вдвое слабее предыдущего, ускоряется он не так быстро. В городе разрешено 20 км/час. Это предел первой скорости. Всего их три.

Дальность при моем весе - 30 км. Спидометр, как говорят, завышает километров на пять. В целом, вещь для меня очень удобная - летом.